Украина занимает пятое место в мире среди стран-поставщиков моряков для торгового флота. Сейчас на торговых судах разных государств работают 65-70 тысяч украинских моряков, из них на кораблях под украинским флагом - около 5 тыс., пишет еженедельник Комментарии.
Как отмечает издание, последние захваты судов с украинскими моряками на борту свидетельствуют о том, что правительству стоит заняться совершенствованием нормативно-правовой базы по трудоустройству моряков за границей.
Эксперты, опрошенные изданием, утверждают, что даже на уровне Министерства труда и социальной политики Украины можно обязать агентства по найму моряков (а таких в Украине насчитывается около 500) придерживаться минимальных стандартов при заключении контрактов.
По информации Комментариев, во многих случаях в соглашениях, которые подписывают моряки, не предусмотрены условия оплаты сверхурочной работы, занижен размер страховки, нечетко прописаны условия компенсации в случае форс-мажора и т.п.
Одной из мер, способных уменьшить риски работы на иностранных судах, могла бы быть аккредитация агентств по найму моряков при Министерстве транспорта и связи Украины. Такую идею предлагал Укрморречфлот в 2005 году, но она не была реализована. Кроме того, предлагалось дать возможность Морской администрации Украины получать информацию от компаний по найму и формировать базу данных о моряках, характеристиках судов, судовладельцах и тому подобное. В случае возникновения проблемных ситуаций именно Минтранс должен был бы обращаться к морской администрации страны флага судна для получения разъяснений.
Ежегодно украинские моряки привозят домой около 700 млн. дол., обходя казначейство
При возникновении проблем с судами, отмечают Комментарии, существует несколько уровней ответственности. В случае захвата судна пиратами или нахождения в зоне военных действий риски несет судовладелец. Но при этом, по условиям ITF (Международной федерации транспортных рабочих), моряк вправе отказаться от работы в таком регионе. Если же он согласился, то за время нахождения в опасной зоне он получает двойную ставку зарплаты. Аналогично удваиваются компенсации за утрату трудоспособности (при 100% потере - до 178 200 дол. для рядовых и до 297 000 дол. для старших офицеров) и смерть (до 178 200 дол.). Эти условия предусмотрены в коллективных договорах профсоюзов, которые входят в ITF, с судовладельцами.
В этом случае участие государства, гражданином которого является моряк, в прямых переговорах с пиратами выглядит нонсенсом, отмечают Комментарии. Особенно если на судне интернациональный экипаж. Компетенция МИД в этом случае заключается в эффективном взаимодействии с судовладельцем.
Но пока что украинские моряки вынуждены преимущественно рассчитывать на себя. Ежегодно украинские моряки привозят домой около 700 млн. дол., обходя казначейство. С 1993 по 2003 год действовала норма, позволявшая считать моряков, которые находились вне Украины более 183 дней, нерезидентами, что освобождало их от уплаты налогов. Отмена этой льготы в 2004 году сделала моряков неплательщиками налогов, но доказать факт получения денег за границей невозможно.
Сейчас минимальная ставка ITF для матроса 1-го класса составляет 1675 дол. в месяц. Она является базовой, и к ней применяются коэффициенты. Так, коэффициент оплаты труда капитана составляет 3,369, то есть 5643 дол. в месяц. По словам председателя Федерации морских профсоюзов Украины Николая Барского, моряки готовы платить налоги, если у них появится возможность требовать от государства защиты своих прав. "Чтобы бюджет ежегодно начал получать от моряков не меньше 1 млрд. грн., можно, например, создать специальный Морской фонд со статусом, аналогичным государственному Пенсионному. Но так вопрос на государственном уровне никто вообще не ставит", - объяснил Комментариям председатель Федерации морских профсоюзов Украины.
Как сообщалось, в связи с активизацией деятельности сомалийских пиратов украинские моряки все чаще оказываются в плену. На данный момент наибольшее число плененных моряков, граждан Украины находится на захваченном 2 мая греческом судне Аriana.