Президент Республики Абхазия Сергей Багапш, заняв у России 1 млрд руб., чувствовал, что одолжил ей гораздо больше
Фото: Дмитрий Азаров/Коммерсантъ
Вчера в сочинской резиденции "Ривьера" председатель правительства России Владимир Путин встретился с президентом Республики Абхазия Сергеем Багапшем и, по мнению президента Абхазии, пообещал ему кредит не меньше чем в 1 млрд руб. Специальный корреспондент "Ъ" АНДРЕЙ Ъ-КОЛЕСНИКОВ удивился, что президент Абхазии считает эту сумму несерьезной не только для себя, но и для Владимира Путина.
Господин Багапш приехал в резиденцию раньше, чем Владимир Путин, который, видимо, отсыпался после своей дальневосточной командировки. Когда они встретились, оба выглядели так одинаково свежо, что можно было предположить, будто господин Багапш тоже только что слетал в Японию и Монголию.
Почти весь разговор проходил в закрытом режиме, но после него Сергей Багапш рассказал, что именно он обсудил с Владимиром Путиным.
Больше всего президента Абхазии интересовала судьба кредита, который он попросил для своей небольшой, но гордой республики (никаких сомнений не вызывает то, что она не только небольшая, но и гордая, так как это первый кредит, который Абхазия попросила у России).
— Это небольшие объемы для нас,— признался Сергей Багапш, да и для России тоже...
Было очень интересно выяснить, какие объемы Сергей Багапш считает небольшими для Абхазии, да и для России тоже. И вот это стало понятно. Причем только на первый взгляд могло показаться уместней, чтобы он сказал наоборот: "Для России, да и для Абхазии тоже". На самом деле президент новорожденной независимой республики не мог сказать иначе, чем сказал, и его народу остается только в пояс поклониться своему президенту за сказанное, притом что это все-таки Абхазия попросила денег у России, а не наоборот.
Кредиты, по идее Сергея Багапша, пойдут на развитие банковской сферы в республике.
— То есть это длинные кредиты,— пояснил он.
Абхазия, выстраивающая не только государственную границу с Грузией, но и банковскую систему, тем более должна вызывать законное чувство гордости не только у ее граждан, но и у граждан России, которые с трепетом и надеждой наблюдают за длинным, как абхазские кредиты, процессом выстраивания банковской системы в их собственной стране.
Впрочем, выстраивание пограничников вдоль границы Грузии тоже беспокоит господина Багапша:
— Российские пограничники вместе с нашими становятся на границе с Грузией,— пояснил президент Абхазии.— К июню этот процесс завершится.
То есть господин Багапш рассчитывает взять в кредит не только живые деньги, но и российских пограничников.
Я спросил президента Абхазии, наблюдают ли в его стране за тем, как проходят учения НАТО в Грузии.
— Мы сами проводим свои учения,— сообщил Сергей Багапш.— Но знаем и о том, как и что там.
— Вы пользуетесь данными своей разведки? — поинтересовался я.
— И своя разведка работает, и не своя (то есть, видимо, та же, чьи и кредиты.— А. К.),— сказал господин Багапш.
— И как проходят там учения? — попробовал уточнить я.
— Они проходят,— коротко ответил Сергей Багапш.
Было понятно, что он имел в виду:
— Они проходят, как и все в подлунном мире. Все пройдет, в том числе и эти учения.
— Мы все устали от спектаклей, которые устраивает Грузия,— произнес он, заканчивая эту тему, и это было то мгновение, когда хотелось сказать ему: "Верю".
В заключение Сергей Багапш проинформировал, что пригласил председателя правительства Российской Федерации посетить Абхазию и что предложение было с благодарностью принято, а сроки уточняются.
По логике событий этого дня визит Владимира Путина в Абхазию необходим этой стране не меньше, чем даже России.
Напоследок я спросил президента Абхазии, договорился ли он все-таки о получении кредита.
— Я надеюсь, что получил,— после некоторого колебания сказал он.
А после следующего колебания добавил, словно убедив самого себя и уже больше не колеблясь: