Пока российский газопровод South Stream проходит межправительственные согласования, конкурирующий европейский Nabucco уже перешел к предпроектной подготовке. Выбраны пять инжиниринговых компаний для разработки детальной документации по проекту. У Nabucco появился постоянный руководитель, началось формирование управленческой команды, определено место штаб-квартиры в Вене. Пока, отмечают эксперты, Nabucco опережает South Stream.
После газового саммита в Праге, прошедшего в минувшую пятницу, проект газопровода Nabucco, призванного обеспечить газовую независимость Европы от России, получил ускорение. Вчера австрийская компания Nabucco Gas Pipeline International GmbH (Nabucco GPI), оператор проекта, сообщила, что он "вступает в интенсивную фазу детальной технической разработки". Для подготовки документации выбраны пять инжиниринговых компаний в Австрии, Венгрии, Румынии, Болгарии и Турции. Координацию их работы "на этапе планирования" будет осуществлять британская Penspen.
"В настоящее время компании оценивают технические характеристики конечного маршрута трубопровода для разработки необходимого детального проекта",— пояснил управляющий директор Nabucco GPI Рейнхард Митчек. Предварительные результаты работы инжиниринговых компаний будут представлены "для официального одобрения, конкретизации производственных и качественных характеристик и начала переговоров с поставщиками газа". Сроки выполнения этой работы в Nabucco GPI не уточняют.
Больше времени проекту теперь уделит и его руководство. Сам Рейнхард Митчек ранее совмещал должность в Nabucco GPI с постом первого вице-президента OMV Gas Logistics. Но контракт с OMV был с 1 апреля приостановлен, и компания Nabucco GPI стала основным местом работы господина Митчека. Параллельно он начал активное формирование команды менеджеров проекта из числа представителей его основных акционеров. Штаб-квартира Nabucco GPI будет расположена в Вене. "Этот важный шаг — признак решительности всех партнеров Nabucco, который даст старт реализации проекта",— считает Рейнхард Митчек.
Газопровод Nabucco протяженностью 3,3 тыс. км пройдет из Турции через Болгарию, Румынию и Венгрию до австрийского хаба Баумгартен. Акционеры проекта — австрийская OMV, венгерская MOL, румынская Transgaz, болгарская Bulgarian Energy Holding, турецкая BOTAS и немецкая RWE. Пропускная способность — 31 млрд кубометров. Стоимость — €7,9 млрд.
После того как в Праге на прошлой неделе была подписана совместная декларация стран ЕС, Азербайджана и Турции "Южный коридор — шелковый путь", у Nabucco открылось второе дыхание. Пока еще не подписано межправительственное соглашение, необходимое для реализации проекта, однако декларация обязывает подписать его до конца июня. И господин Митчек вчера сказал, что "в настоящее время соглашение находится на стадии обсуждения на министерском уровне и, по предварительным оценкам, будет подписано в конце июня". Самой громкой победой Пражского газового саммита явилось обещание Турции подписать соглашение о транзите с ЕС уже в июле.
Директор East European Gas Analisys Михаил Корчемкин считает, что в результате январской газовой войны Европа резко активизировала работу над проектом Nabucco, который уже заметно опередил конкурирующий российский South Stream (газопровод из России в Европу по дну Черного моря). "Газпром", по мнению эксперта, ошибся дважды: когда согласился платить среднеевропейские цены на среднеазиатский газ и когда приказал перекрыть газопроводы на российско-украинской границе. Кроме того, "следует помнить, что South Stream предназначен не для увеличения прибыли "Газпрома", а для повышения гибкости поставок, то есть снижения транзита через Украину". Конкурентоспособность газа по этому трубопроводу в ЕС будет невысокой, поскольку российский газ облагается таможенной пошлиной (30% от стоимости контракта), и при этом "Газпром" должен будет вложить в проект $25 млрд.
Валерий Нестеров из "Тройки Диалог" согласен, что между проектами началась жесткая конкурентная борьба, осложнившаяся из-за мирового финансового кризиса. "Несмотря на официальные заявления, что Россия не против Nabucco, у "Газпрома" неизбежно появятся вопросы по ранжированию проектов в связи с предстоящим снижением инвестиций,— рассуждает Валерий Нестеров.— Удорожание Штокмана с $15 млрд до $21,9 млрд, проблемы с привлечением финансирования Nord Stream заставят "Газпром" сделать выбор и скорректировать сроки реализации South Stream". По мнению эксперта, Россия и так пошла на уступки Сербии в вопросах увеличения мощности South Stream в стране с 10 млрд до 21 млрд кубометров и пойдет на дополнительные уступки итальянцам (подробнее об этих переговорах см. стр. 1 и 8). Но если политическая воля будет сильнее экономической целесообразности, то проект будет реализован, добавляет Валерий Нестеров.