Кризисные времена – период слияний и поглощений, результатом которых является создание многочисленных совместных проектов и предприятий. Какие марки исчезнут? Какие марки появятся? Расскажем сегодня!
Производители, ранее делившиеся платформами и двигателями, сегодня сотрудничают значительно активнее – вскладчину переживать тяжелые времена сподручнее. Как организован мировой автопром?
Chrysler
Когда Chrysler обанкротился, американского производителя автомобилей заполучил итальянский концерн FIAT. На первом этапе FIAT получит 20-процентную долю Chrysler, на втором – до 35%, на третьем – до 51%. Сегодня итальянцам принадлежит богатейшая коллекция разнообразных марок: доступные FIAT и Chrysler, спортивные Ferrari и Maserati, внедорожные Iveco и Jeep.… Причем FIAT отличается непомерными амбициями: теперь руководители концерна планируют приобрести германские производства General Motors! Однако немецкое правительство категорически отрицает возможность подобных поглощений.… Поэтому прогнозировать, кто приобретет брошенный Opel, преждевременно.
Daimler
Некогда могущественная корпорация Daimler-Chrysler (теперь именуемая Daimler) объединяет тюнинговую мастерскую (AMG) и нескольких производителей автомобилей (Mercedes-Benz, Maybach, Smart). Сегодня, сбросив балласт – убыточный концерн Chrysler, производители автомобилей сегмента премиум работают эффективнее. Недаром Daimler недавно приобрел 10% акций российского производителя грузовиков ОАО «КамАЗ». Зачем? Российские позиции грузового подразделения Daimler ослаблены немалым количеством серьезных конкурентов. Камазовские наработки призваны укрепить сбытовые и сервисные позиции.
Ford
Чтобы привлечь средства, Ford продал несколько крупных подразделений: Aston Martin, Jaguar, Land Rover. Причем последние – Jaguar и Land Rover – достались индийскому производителю автомобилей Tata, который пытается всесторонне поддерживать британскую автомобильную промышленность. Теперь концерн Ford пытается реализовать шведский Volvo.… Причем шведское правительство не планирует выделять средства или выкупать производства, поэтому наиболее серьезными покупателями Volvo представляются китайские Changan Automobile Group и Dongfeng Motor Group. Если покупка состоится, империя Ford значительно сократится, потеряв производителя самобытных и качественных автомобилей.
General Motors
General Motors, пытаясь улучшить финансовое положение, массово распродавал акции японских компаний (20,1% Subaru, 16,7% Suzuki, 7,9% Isuzu). Также концерну пришлось продать собственное финансовое подразделение GMAC Financial Services. Зато банкротство южнокорейской Daewoo позволило американцам приобрести 6,3% акций совместного предприятия GM DAT и получить контрольный пакет. Что будет дальше? Недавно представители концерна объявили, что планируют прекратить производство автомобилей Pontiac и собираются выпускать автомобили Chevrolet, Cadillac, Buick и GMC. Новая стратегия автогиганта очевидна – постепенно сворачивая американские производства, развивать российские, корейские и китайские подразделения. Но ближайшая перспектива печальна – продажа европейских Opel и Saab. Причем наиболее серьезным покупателем представляется итальянская корпорация FIAT. Конкуренцию итальянцам готовится составить российско-канадский консорциум, участниками которого являются Magna, Сбербанк и ГАЗ. При благоприятном развитии событий GM достанется 40% акций, россиянам – 30,1%, канадцам – 19,9%.
Renault
Пожалуй, наиболее значимое приобретение Renault последнего десятилетия – покупка 25% акций АвтоВАЗ, крупнейшего российского производителя автомобилей. Причем французы собираются обзавестись контрольным пакетом! Приобретение обоюдовыгодно: россияне получают современные производственные технологии, французы получают огромную сбытовую территорию. Пока результат взаимодействия АвтоВАЗ и Renault незаметны, но разработка совместных проектов началась и продолжается.
Toyota
Сегодня Toyota – огромная империя, объединяющая производителей грузовиков и легковушек. Причем позиции японской корпорации укреплены логичным построением модельных линеек: каждый производитель выпускает автомобили определенной ценовой категории (например, Toyota – машины массовые, Lexus – машины люксовые).
Volkswagen
Чтобы предотвратить поглощение концерна американскими и европейскими корпорациями, немецкий производитель спорткаров Porsche постепенно приобретал ценные бумаги Volkswagen. Сначала менеджеры Porsche довели количество акций до 18,65%, затем – до 30,9%, затем – до 51%! Сегодня обсуждается создание интегрированного автомобильного концерна, объединяющего Porsche Automobil Holding SE и Volkswagen AG. Кстати, грамотная организация управленческих процессов и логичное разделение модельных линеек позволяют подразделениям концерна Volkswagen успешнее остальных конкурентов переживать кризисные времена.
Каковы выводы? Нарисовать объективную картину автомобильной промышленности будущего сегодня невозможно – только начинают проявляются характерные элементы. Какие?
Первый – активное создание межклассовых автомобилей (например, Nissan Quashqai и Audi A4 Allroad).
Второй – серьезные амбиции азиатских концернов (например, китайских и индийских).
Третий – массовая разработка соплатформенных автомобилей (например, Chevrolet Cruze и Daewoo Lacetti).
Четвертый – оживленное развитие некоторых государств (например, России и Китая).
Получается, что автомобиль будущего – массовый кроссовер, выпускаемый несколькими производителями и собираемый китайцами или россиянами. Причем говорить, какие производители переживут кризисные времена, рановато.… Посмотрим, насколько объективными окажутся сегодняшние прогнозы.
Алексей КОВАНОВ
Какие концерны переживут кризисные времена успешнее остальных? Каким маркам суждено исчезнуть? Оставьте комментарий!